01.12.2025

Что такое ОРВ (оценка регулирующего воздействия)?

Какие проекты муниципальных нормативных правовых актов подлежат ОРВ?

ОРВ подлежат проекты муниципальных НПА, разработчиком которых являются Администрация города и представительный орган муниципального образования, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и: предусматривающих введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению; способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; способствующих возникновению необоснованных расходов местного бюджета.

Существуют ли исключения по проведению ОРВ?

Да, существуют. Процедура ОРВ не применяется в отношении проектов нормативных актов депутатов муниципального образования города Мегиона: устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; регулирующих бюджетные правоотношения, а также проектов муниципальных нормативных правовых актов содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и проектов правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

Кто проводит ОРВ?

Разработчик НПА в ходе предварительного анализа устанавливает, содержит ли проект акта «новое» правовое регулирование, которое может привести к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам. Если выявляется необходимость проведения оценки регулирующего воздействия, разработчик определяет степень регулирующего воздействия и инициирует проведение публичных консультаций.

Из каких этапов состоит процедура проведения ОРВ?

1) Размещение разработчиком в целях обсуждения проекта предлагаемого правового регулирования на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования, в котором представляется сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы, проведение публичных консультаций и составление свода предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, принятие разработчиком по результатам таких предложений решения о подготовке проекта акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования; 2) подготовка разработчиком проекта акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, проведение публичных консультаций и составление свода предложений; 3) подготовка уполномоченным органом заключения, которое содержит выводы о соблюдении разработчиком установленного порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, а также об обоснованности полученных разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия. Порядок проведения ОРВ и экспертизы утвержден постановлением Администрации города Мегиона от 06.10.2017 № 1984 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Мегиона, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов».

Что такое публичные консультации?

Публичные консультации – это форма изучения и учета мнений заинтересованных сторон (предпринимателей, инвесторов, экспертного сообщества, государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих защиту и представление интересов предпринимательского сообщества и т.п.) в рассматриваемой сфере правового регулирования, а также возможность для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности выразить свое мнение в обсуждении, реально повлиять на нормативные правовые акты. Публичные консультации являются обязательной и крайне важной процедурой при проведении ОРВ и экспертизы, поскольку делает прозрачным процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп. Публичные консультации организуются путем размещения уведомления, проекта НПА (или действующего НПА при экспертизе), опросного листа к нему, пояснительной записки к проекту НПА, сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия на официальном сайте муниципального образования, а также на Портале проектов нормативных правовых актов автономного округа  (http://regulation.admhmao.ru).

Какой срок необходим для проведения публичных консультаций?

Срок проведения публичных консультаций на этапе обсуждения проекта предлагаемого правового регулирования составляет не менее 10 раб.дн. со дня размещения уведомления. Срок проведения публичных консультаций по проекту НПА определяется регулирующим органом в зависимости от выбранной степени воздействия (низкая - 10 раб.дн., средняя - 15 раб.дн., высокая - 20 раб.дн.).

Какие результаты проведения ОРВ?

Результатом проведения ОРВ является подготовка заключения, в котором указывается, соответствуют ли предлагаемые в правовом акте решения поставленным задачам, нет ли дублирующих или противоречащих пунктов акта другим правовым актам в данной области, насколько понятны и корректны формулировки, выводы об эффекте принимаемого акта для отрасли/граждан, степени обоснованности нагрузки на бизнес (как административной, так и финансовой).

Где можно ознакомиться с нормативными правовыми актами, которые проходят/прошли ОРВ и экспертизу?

Нормативные правовые акты, которые проходят/прошли процедуру ОРВ и экспертизы, а также все материалы к ним размещаются на официальном сайте Администрации города Мегиона в разделе «Документы/ Оценка регулирующего воздействия», либо на Портале проектов нормативных правовых актов автономного округа  (http://regulation.admhmao.ru), выбрав процедуру «ОРВ» или «экспертиза» и найдя необходимое муниципальное образование как разработчика НПА. Мнение бизнеса является важной составляющей при подготовке сводного отчета и заключения об оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта. Администрация муниципального образования предлагает субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности активно участвовать в публичных консультациях.